О борьбе с коррупцией

О борьбе с коррупцией

Скачать 💾

 ПАМЯТКА

для работников Открытого акционерного общества «Озерицкий-Агро»

об основных требованиях антикоррупционного законодательства Республики Беларусь

              Настоящая памятка разработана в целях повышения эффективности принимаемых мер по профилактике коррупции в ОАО «Озерицкий-Агро» и включает в себя извлечения из Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 305-З «О борьбе с коррупцией̆», Уголовного кодекса Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, Гражданского кодекса Республики Беларусь, Трудового кодекса Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов по состоянию на 06 января 2023 года. Источник получения информации – «Национальный̆ реестр правовых актов Республики Беларусь. Эталонный̆ банк данных правовой̆ информации Республики Беларусь». Настоящая памятка не является нормативным правовым актом, и ссылки на ее положения не имеют юридической̆ силы. В случае принятия новых нормативных правовых актов положения настоящей̆ Памятки применяются с учетом изменения законодательства.

 

Коррупция представляет собой серьезную угрозу демократии и правам человека, подрывает господство правовых институтов и моральные устои общества, нарушает принцип равенства и социальной справедливости, дестабилизирует государственное управление и экономическое развитие.

Являясь глобальной проблемой современности, проблема коррупции в той или иной степени существует и в Республике Беларусь. Поэтому бескомпромиссная и решительная борьба с коррупцией̆ является центральным звеном внутренней̆ политики нашего государства.

Вопросам борьбы с данным злом уделяется большое внимание со стороны Президента и Правительства Республики Беларусь.

На сегодняшний день в нашей стране создана и функционирует система мер, направленных на противодействие, искоренение причин и условий, порождающих коррупцию. Противодействие коррупции во всех сферах жизни государства осуществляется не только запретительными мерами и силами правоохранительных органов, но и путем формирования в обществе нетерпимости к ее проявлениям.

Основным документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в Республике Беларусь является Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 305-З «О борьбе с коррупцией̆» (с изменениями и дополнениями) (далее – Закон).

Коррупция [лат.corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Коррумпировать [лат. corrumpere] – подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

Официальное толкование Коррупции согласно статье 1 Закона следующее:

Коррупция умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного.

Согласно статье 4 Закона борьба с коррупцией основывается на принципах: законности, справедливости, равенства перед законом, гласности, приоритета мер предупреждения коррупции, неотвратимости ответственности, личной виновной ответственности и гуманизма.

Согласно статье 3 Закона:

субъектами правонарушений, создающих условия для коррупции, являются: государственные должностные лица; лица, приравненные к государственным должностным лицам.

субъектами коррупционных правонарушений являются: государственные должностные лица; лица, приравненные к государственным должностным лицам; иностранные должностные лица; лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц.

К государственным должностным лицам относятся государственные служащие, а также лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.

К лицам, приравненным к государственным должностным лицам, относятся в том числе: лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий; представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия.

Определение термина «должностное лицо» также дано в статье 4 Уголовного кодекса Республике Беларусь и статье 1.10. Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь.

Выполнение административно-хозяйственных обязанностей заключается в полномочиях по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, а также организации учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей, и др.

Наличие подчиненных при осуществлении названных функций не обязательно.

Лица, уполномоченные на совершение юридически значимых действий  лица, уполномоченные принимать решения или выдавать документы, прямо и непосредственно влекущие установление, изменение или прекращение прав и обязанностей физических или юридических лиц.

Полномочия на совершение юридически значимых действий могут быть предоставлены специальной доверенностью.

Таким образом, работники Минского районного унитарного предприятия «Агрокомбинат «Ждановичи», деятельность которых связана с вышеуказанными функциями, потенциально являются субъектами коррупционных правонарушений.

 

ВИДЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Правонарушениями, создающими условия для коррупции, в соответствии со статьей 25 Закона являются:

вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность других государственных органов и иных организаций, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте;

      оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;

      использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной (трудовой) деятельностью;

      участие государственного должностного лица в качестве представителя третьих лиц в делах государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) он является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;

      использование государственным должностным или приравненным к нему лицом во внеслужебных интересах информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;

      отказ государственного должностного или приравненного к нему лица в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено актами законодательства, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;

      требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено актами законодательства;

      нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;

      создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

      делегирование государственным должностным лицом полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами;

      нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок;

      требование государственным должностным или приравненным к нему лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом порядка ее предоставления, получения и использования, установленного актами законодательства.

 

      Согласно статье 37 Закона коррупционными правонарушениями являются:

      вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

      принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством оплаты труда;

      предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

      действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;

      незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем и пятом части первой настоящей статьи;

      принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получение другой выгоды для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;

      осуществление государственным должностным или приравненным к нему лицом поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;

      передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности либо в собственности организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами;

      использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для выполнения государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства;

      использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества;

      мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями.

      Совершение и тех и других правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

      Справочно***:

      Правонарушение противоправное виновное действие (бездействие), за совершение которого предусмотрена юридическая ответственность (уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая).

      Преступление – это правонарушение, за которое предусмотрена уголовная ответственность.

      В Республике Беларусь сформирована единая система государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией.

      Борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности (статья 6 Закона).

      Государственным органом, ответственным за организацию борьбы
с коррупцией, является Генеральная прокуратура Республики Беларусь (статья 7 Закона).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПРЕСТУПЛЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ответственность:

Пунктами 5 и 5-1 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь 
(далее – ТК)
предусмотрены основания для прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников при определенных условиях:

5) неподписания работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией;

      5-1) нарушения работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, совершения правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения.

 

      АДМИНИСТРАТИВНАЯ ответственность:

      1) Статья 9.6. КоАП Отказ в предоставлении гражданину информации: незаконный отказ должностного лица в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих его права, свободы и законные интересы, либо предоставление ему неполной или умышленно искаженной информации, если в этих деяниях нет состава преступления, – влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

      2) Статья 10.10. КоАП. Нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц: 1. Отказ в приеме обращения гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо нарушение установленных сроков рассмотрения такого обращения, либо непринятие в пределах своей компетенции мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов заявителя – влекут наложение штрафа в размере до четырех базовых величин. 2. Отсутствие книги замечаний и предложений или непредъявление книги замечаний и предложений по первому требованию гражданина – влекут наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.

      3) Статья 10.19. КоАП. Нарушение законодательства об административных процедурах: Требование руководителем государственного органа, иной организации или работником государственного органа, иной организации, ответственным за выполнение соответствующих функций, представления гражданами, индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами для осуществления административной процедуры документов или сведений, не предусмотренных законодательством, либо требование документов или сведений, которые должны запрашиваться государственным органом, иной организацией самостоятельно, либо несоблюдение установленных законодательством сроков представления документов или сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, сроков осуществления административной процедуры, либо неправомерный отказ в осуществлении административной процедуры, либо неправомерное взимание платы за осуществление административной процедуры – влекут наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.

      4) Статья 11.1. КоАП. Мелкое хищение: Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, хищения путем использования компьютерной техники, а равно попытка такого хищения – влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.       

      Примечание. Под мелким хищением в настоящей статье понимаются хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР либо хищения, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.

      5) Статья 12.8. КоАП. Нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов: 1. Незаконное получение, нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства юридическим лицом (за исключением бюджетных организаций) или индивидуальным предпринимателем средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов – влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – до пятидесяти процентов указанных средств. 2. Нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства юридическим лицом (за исключением бюджетных организаций) или индивидуальным предпринимателем материальных ресурсов, приобретенных за счет средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, – влекут наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – до ста процентов от стоимости материальных ресурсов, приобретенных за счет указанных средств и использованных не по целевому назначению и (или) с нарушением законодательства.

      6) Статья 12.9. КоАП. Нарушение порядка осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг): 1. Нарушение заказчиком (организатором) предусмотренного законодательством порядка размещения информации о государственных закупках, включая документы и (или) сведения, на электронных торговых площадках либо предусмотренного законодательством порядка предоставления информации о государственных закупках, включая документы и (или) сведения, в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам, а равно порядка хранения документов по процедурам государственных закупок – влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин. 2. Нарушение заказчиком (организатором) предусмотренного законодательством порядка выбора процедуры государственных закупок – влечет наложение штрафа в размере до пятнадцати базовых величин. 3. Нарушение заказчиком (организатором) предусмотренных законодательством требований к определению ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, содержанию документов, предоставляемых для подготовки предложения, порядка внесения изменений и (или) дополнений в такие документы, правил описания предмета государственной закупки, а равно порядка изучения конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника – влечет наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин. 4. Не предусмотренное законодательством изменение заказчиком (организатором) условий договора государственной закупки (его проекта) или предмета государственной закупки, а равно требований к нему, требований к участникам, определенных при проведении процедуры государственной закупки, которая признана несостоявшейся, а также нарушение предусмотренного законодательством порядка заключения договора государственной закупки – влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин. 5. Нарушение заказчиком (организатором), членом комиссии по государственным закупкам порядка открытия, рассмотрения, оценки, сравнения, отклонения предложений, повлекшее неправомерное решение о выборе участника-победителя, отклонение предложения участника или признание процедуры государственной закупки несостоявшейся, – влечет наложение штрафа в размере до пятнадцати базовых величин. 6. Отмена заказчиком (организатором) процедуры государственной закупки в целом или в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки в случаях, не предусмотренных законодательством, -влечет наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.7. Иное не предусмотренное законодательством ограничение заказчиком (организатором), членом комиссии по государственным закупкам допуска юридических или физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, к участию в процедуре государственной закупки – влечет наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин. 8. Приобретение заказчиком (организатором) товаров (работ, услуг) без проведения предусмотренных законодательством процедур государственных закупок – влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин. 9. Действия, предусмотренные частями 1 – 8 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения и (или) повлекшие дополнительное расходование бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг), изменение в сторону уменьшения комплектации закупаемых товаров, ухудшение потребительских, функциональных технических, качественных и эксплуатационных показателей (характеристик) товаров (работ, услуг), – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до ста базовых величин. Примечание. Термины “документы, предоставляемые для подготовки предложения”, “заказчик (организатор)”, применяемые в настоящей статье, имеют значения, определенные законодательством о государственных закупках.

      7) Статья 24.53. КоАП. Нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи: Предоставление и использование безвозмездной (спонсорской) помощи, предоставление которой запрещено законодательными актами, – влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя – от двадцати до пятидесяти базовых величин.

      ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

      Статья 42. Закона. Меры правовой защиты лиц, которым причинен вред совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения: Вред, причиненный совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения, возмещается в порядке, установленном законодательными актами.

      По требованиям, связанным с возмещением вреда, причиненного совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения, устанавливается десятилетний срок исковой давности, исчисляемый со дня их совершения.

 

      Часть первая статьи 933 Гражданского кодекса: Статья 933. Общие основания ответственности за причинение вреда: Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

      Законом может быть возложена обязанность возмещения вреда на лицо, не являющееся причинителем вреда.

      УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

Статья 210 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК). Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями: 1. Завладение имуществом либо приобретение права на имущество, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями), – наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 2. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору, – наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 4. Действия, предусмотренные частями 1, 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

!!!*** Уголовная ответственность наступает в случае хищения имущества юридического лица в сумме, превышающей десятикратный размер базовой величины, установленный на день совершения деяния (пункт 4 примечания к главе 24 УК).

Значительным размером (ущербом в значительном размере) признается размер (ущерб) на сумму, в сорок и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, крупным размером (ущербом в крупном размере) в двести пятьдесят и более раз, особо крупным размером (ущербом в особо крупном размере)в тысячу и более раз превышающую размер такой базовой величины (пункт 3 примечания к главе 24 УК).

Статья 424 УК. Злоупотребление властью или служебными полномочиями:

  1. Умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (злоупотребление властью или служебными полномочиями), – наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо при осуществлении функций по разгосударствлению или приватизации государственного имущества, либо повлекшие тяжкие последствия,- наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 425 УК. Бездействие должностного лица: 2. Умышленное вопреки интересам службы неисполнение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо повлекшее невыполнение показателей, достижение которых являлось условием оказания государственной поддержки, либо причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (бездействие должностного лица),- наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 3. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшие тяжкие последствия,- наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 426 УК. Превышение власти или служебных полномочий:                            1. Умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (превышение власти или служебных полномочий),- наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 2. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности,- наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшие тяжкие последствия, а равно умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, сопряженное с насилием, мучением потерпевшего либо применением оружия или специальных средств, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 427 УК. Служебный подлог: 1. Внесение должностным или иным уполномоченным лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, либо подделка документов, либо составление и выдача заведомо ложных документов, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, при отсутствии признаков более тяжкого преступления -наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок, или лишением свободы на срок до двух лет. 2. Те же действия, совершенные с целью искажения данных государственной статистической отчетности,-

наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 430 УК. Получение взятки: 1. Принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий (получение взятки),- наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок до семи лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 2. Получение взятки повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере – наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо в особо крупном размере, либо организованной группой, либо лицом, занимающим ответственное положение,- наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 431 УК. Дача взятки: 1. Дача взятки – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет со штрафом или без штрафа, или лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом или без штрафа. 2. Дача взятки повторно, либо в крупном размере, либо с использованием своих служебных полномочий – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет со штрафом или без штрафа или лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом или без штрафа. 3. Дача взятки в особо крупном размере или лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 430 и 432 настоящего Кодекса, – наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом или без штрафа.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном и активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления.

Статья 432 УК. Посредничество во взяточничестве: 1. Непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя (посредничество во взяточничестве) – наказывается штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до четырех лет. 2. Посредничество во взяточничестве, совершенное повторно, либо с использованием своих служебных полномочий, либо при получении взятки в крупном размере, – наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до шести лет. 3. Посредничество во взяточничестве, совершенное лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо при получении взятки в особо крупном размере – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом или без штрафа.

Примечание. Виновный в посредничестве во взяточничестве либо соучастник в даче или получении взятки освобождается от уголовной ответственности, если он после совершения преступных действий добровольно заявил о содеянном и активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления.

Статья 433 УК. Незаконное вознаграждение: 1. Принятие работником государственного органа либо иной государственной организации, не являющимся должностным лицом, имущества или другой выгоды имущественного характера, предоставляемых ему за совершенное в пределах его служебных полномочий (трудовых обязанностей) действие (бездействие) в пользу лица, предоставляющего такое имущество или другую выгоду имущественного характера, либо за выполняемую работу, входящую в круг его служебных (трудовых) обязанностей, помимо предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда (принятие незаконного вознаграждения) либо предоставление такого вознаграждения – наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет со штрафом или без штрафа, или лишением свободы на срок до трех лет со штрафом или без штрафа. 2. Те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере, а равно принятие незаконного вознаграждения, совершенное путем вымогательства, – наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения или лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения. 3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Примечание. Лицо, предоставившее вознаграждение, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство такого вознаграждения либо если это лицо после предоставления вознаграждения добровольно заявило о содеянном и активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления.

Статья 455 УК. Злоупотребление властью, бездействие власти либо превышение власти: 1. Злоупотребление начальника или должностного лица властью или служебными полномочиями, бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, превышение власти или служебных полномочий, повлекшие причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, -наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 2. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, а равно превышение власти или служебных полномочий, сопряженное с насилием, мучением потерпевшего либо применением оружия или специальных средств, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 3. Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 235 УК. Легализация (“отмывание”) средств, полученных преступным путем: 1. Совершение финансовых операций со средствами, полученными заведомо преступным путем, для придания правомерного вида владению, пользованию и (или) распоряжению указанными средствами в целях утаивания или искажения происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных средств – наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на срок от двух до четырех лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 2. Те же действия, совершенные повторно, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо в особо крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от четырех до семи лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Примечания: 1. Под финансовой операцией в настоящей статье понимается сделка со средствами независимо от формы и способа ее осуществления. 2. Под средствами в настоящей статье и статье 290-1 настоящего Кодекса понимаются денежные средства, ценные бумаги, электронные деньги, иное имущество, в том числе имущественные права, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. 3. Лицо, участвовавшее в легализации средств, полученных преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за эти действия, если оно добровольно заявило о содеянном и способствовало выявлению преступления.

СПРАВОЧНО: По статистике уголовных дел, наиболее распространенными коррупционными преступлениями являются хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, взяточничество, служебный подлог, а также злоупотребление властью или служебными полномочиями и превышение власти или служебных полномочий.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ:

Статья 27 ТК. Ограничение совместной работы близких родственников или свойственников: Запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруги и такие же родственники супруга (супруги)), если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Статья 18 Закона. Ограничения по совместной службе (работе) в государственных органах и организациях супругов, близких родственников или свойственников: Запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

 КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Конфликт интересов – ситуация, при которой личные интересы должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).

О конфликте интересов должностное лицо обязано уведомить в письменной форме своего руководителя, а также вправе заявить самоотвод от принятия решения либо совершения других действий по службе (работе).

***

ТРУДИТЕСЬ ЧЕСТНО И ЛЮБИТЕ СВОЮ РАБОТУ !!!

 

 

контакты

Открытое Акционерное Общество «Озерицкий-Агро»

Адрес: 222215, Минская область, Смолевичский район, аг. Слобода,
ул. Центральная, д. 7

Контактный телефон приемной:

+375 1776 28-613
+375 1776 28-643 (факс)

Электронный адрес: info@ozagro.by

Время работы:
Понедельник-Пятница: 08.00 – 17.00;
Обеденный перерыв: 13.00 – 14.00.
Выходные дни: Суббота-Воскресенье