У всех у нас сейчас на слуху такие престижные специальности, как программист, юрист, маркетолог. При их упоминании рисуются образы стильных уверенных в себе мужчин за дорогими компьютерами в брендовой одежде. И словно на другом полюсе, уравновешивая Землю, находятся другие — сельские парни. Они пользуются приложениями, которые разрабатывают первые, живут по законам, которые защищают вторые и становятся потребителями товаров и услуг, которых рекламируют третьи. А вот плоды их собственных трудов потребляют все те, кого мы перечислили вначале и абсолютное большинства нас с вами. Эти ребята работают в сельском хозяйстве, но о том, что входит их обязанности, многие никогда и не слышали. Итак, знакомимся.

Оператор по обслуживанию дойного стада

Евгений Фенюк работает на молочно-товарной ферме ОАО «Озерицкий-Агро» под Смолевичами второй год. В его обязанности входит направлять и сопровождать коров по галерее на дойку к накопителю карусели доильного зала, а после дойки отправлять их обратно в секции содержания. Казалось бы, работа нехитрая. Но на практике оказывается, что оператор дойного стала, или подгонщик, осуществляет один из наиболее сложных технологических процессов. Нельзя смешивать коров из разных секций. Поэтому от него, как и от доярки, зависит результат всего производства молочно-товарной фермы.

В течение суток буренок доят трижды: с 4 до 9 утра, с 12 до 15 и с 19 до 23-х. Чтобы один раз подоить стадо из 1 050 коров, требуется около 5 часов.

Евгению 25 лет, у него уже есть своя семья: жена и ребенок. Сам он родился в деревне Лошница Борисовского района, закончил Борисовский политехнический колледж, успел поработать на заводе в столице. В Минске и встретил свою вторую половину. Девушка оказалась родом из деревни Сосновая. Родители жены тоже работают в колхозе и зятю посоветовали: руководство грамотное, коллектив хороший и зарплата достойная.

— Я послушал и решил попробовать. И не жалею, что пошел. Работа хорошая, коллектив дружный, условия труда нравятся, и зарплата высокая, и до дома рукой подать.

По специальности парень машиностроитель, а работать приходится совсем не с техникой.

— Не жалко, что работаешь не по специальности?

— Я успел поработать и на заводе, но на данный момент мне здесь нравится больше. Так что не жалею.

Евгений вырос в деревне, родители держали большое хозяйство, поэтому с коровами парень  управляется запросто — дело привычное.  Говорит, буренки послушные, порой даже ласковые — любят, когда их погладишь по теплой большой голове. Некоторых он узнает, как сам выражается, «по лицу».

— Ну, конечно, каждая отличается. Есть здесь одна корова, которую все сотрудники узнают — всеобща любимица, ее каждый старается погладить.

Сейчас Евгений управляется с дойным стадом, в самом начале работал с молодняком, позднее работал в других цехах молочного комплекса.  В общем освоил несколько технологических процессов.

— Послушайте, вот вы молодой, симпатичный машиностроитель, и пошли работать в животноводческую отрасль. Среди ваших ровесников такая работа вряд ли считается престижной, — замечаю парню.

— Лично я и мои близкие считаем работу в сельском хозяйстве очень нужной и престижной. Молоко, масло, сыр, творог и сметану  любят все, поэтому что зазорного в том, что ты работаешь для того, чтобы все это было  на столах у людей. Так что работа как работа — мужская! Да еще и хорошо оплачиваемая.

Работаю дояром

Иван Владыко работает на сельхозпредприятии уже 5 лет. Начинал с более технологически простых операций в животноводстве, но благодаря особому умению работать с животными, а также крепкому вестибулярному аппарату. Теперь трудится оператором машинного доения, или просто — дояром. Кстати, такая работа в молочно-товарном производстве считается высшим пилотажем.

Говорит, работать интересно, и зарплата устраивает, и жилье ему выделили.

Парень признается, что поначалу пришлось привыкать к доильному залу с особой системой дойки, которая называется «карусель». Такое название система получила от того, что помост, на котором стоят буренки — вращается, скорость отрегулирована в зависимости от скорости молокоотдачи. До начала дойки оператор, идя по кругу, обрабатывает вымя и только потом присоединяет к нему доильные стаканы. У операторов машинного доения функции могут быть разные. Один обрабатывает вымя, второй запускает процесс доения. Иван рассказал, что пока привыкал, немного кружилась голова.

Довелось ему поработать и с коровами в «интересном положении». Говорит, эти «дамы» требуют более деликатного подхода.

— Какие они в период ожидания теленка? — интересуемся.

— Они более агрессивные и боевые, — делится парень. — Это нормально. Все в ней направлено на продолжение рода и защиту плода.

В общем, все как у людей. Так что, будущие мамы, объясните будущим отцам, что ваше часто меняющееся настроение — это просто природа, и никуда от нее не денешься. И весь секрет в деликатном подходе.

Пока мы отвлекали от работы Ивана, его теща Людмила Конюшик готовила к дойке очередную партию коров.

— Как Вам зять?

— О, он мой первый помощник. Без него мне было бы гораздо тяжелее, — похвалила Ивана вторая мама.

Отслужил — и вернулся на трактор

Мама Максима Запольского — Наталья Быстрик более 20 лет работает оператором машинного доения, а вот сын предпочел трактор.

— Папа работал трактористом, и с детства приучил меня к тому, что мужчина должен разбираться в технике и сам должен все уметь чинить, чтобы никаких простоев». Парень закончил Смолевичский лицей, а затем пришел в хозяйство на практику. Ему понравилось и он пришел сюда же на отработку. Я не разочаровался, и когда отслужил в армии, снова вернулся на трактор. Работаю на МТЗ-82. Работы разные в зависимости от сезона.

— А тебе, молодому парню, нескучно? Целый день в поле, работа однообразная…

— А мне это нравится. Работаешь и можешь быть наедине со своими мыслями. И само поле — простор этот — мне нравится. А кроме того, коллектив дружный — те, кто поопытнее всегда и совет дадут и помогут, и зарплата хорошая. Главное — желание работать и «погода» в коллективе.

Сразу думал «не выдержу»

Максиму повезло — благодаря отцу знаком с техникой он был с детства, и страха перед новым практически не было. А вот тракторист Илья Филипчик — сирота: отца и мать лишили родительских прав, когда он учился в девятом классе.

Парень попал в приёмную семью смолевичанки Тамары Лученок, которой очень благодарен и по сей день, поступил в аграрно-технический лицей и уже третий год работает в колхозе механихатором — следит за чистотой на ферме, вывозит органические отходы. Сейчас его синий МТЗ 1221. 3 служит парню верой и правдой, но поначалу было тяжело, — признался нам Илья.

— Пришел работать летом в страду, только закончив учебу — совсем еще «зеленый» — и сразу понял, какая большая разница между теорией и практикой. Было очень тяжело, даже уйти порывался, но инженеры научили, поддержали и сказали: «Держись, мужик, не сдавайся легко». А скоро появились и друзья, у которых я тоже многому научился: Максим Запольский, Коля Карызна, Сергей Голодок… Мы вроде и ровесники были, но на тот момент они умели гораздо больше, чем я. За три года работы я здесь действительно многому научился.

— Что для тебя твоя работа?

— Знаете, послушаешь иногда, так многие недалекие люди, которые не знакомы с сельским трудом, посмеиваются, что мы колхозники. А чем плохо сельское хозяйство? Ведь колхозники — это люди, благодаря которым на столах у людей есть главные продукты: хлеб, молоко, мясо, картошка. И надо понимать, что в сельском хозяйстве, как и везде, не важной работы нет. Вот я вывожу органические отходы, а если этого не делать — «поплывет» ферма: затопит навозом улицы, дороги, красивые дачные участки…

Вот такие профессии, названий которых большинство горожан даже не слышали. А между тем от того, кто за ними стоит, напрямую зависит то, что попадает к нам на столы.

Источник: ИА “Мінская Праўда”